Назад

Скачать

Использование алгоритмов при изучении орфографии в начальных классах

С целью проверки эффективности обучения орфографии при помощи компьютерных программ нами был проведен лабораторный эксперимент по темам:1. "Непроизносимые согласные в корне слова".2. "Употребление ь после шипящих на конце имен существительных". Для эксперимента были подобраны дети 8-9 лет, обучающиеся в 3 классе по программе 1-3, в НСШ N6 г.Ельца. К первой теме нами был разработан сценарий игры "Помоги утенку дойти до озера". Детям дается задание: помочь утенку добраться до озера, вставляя пропущенные буквы в данные слова. Угадывая каждое написание слова, учащийся помогает продвинуться утенку на один шаг. По окончании работы на экране появляется словесная оценка: Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как выполняют ее они самостоятельно, на этапе свертывания алгоритма до автоматизма. К теме N2 нами был разработан сценарий игры "Автомобилист". Дети должны определить, пишется ли ь в предлагаемых им словах. При угадывании каждого написания слова, учащийся помогает проехать автомобилю на несколько метров. Если написание слова неверно, то автомобиль стоит на месте. По окончании работы на экране появляется словесная оценка: Использовать эту программу следует при первичном закреплении правила, когда порядок действий еще не полностью усвоен.Так как опыта в работе по компьютерной программе у учащихся не было, ребятам помогали студенты факультета ПиМНО ЕГПИ. В ходе эксперимента со студентами была проведена беседа, вывод из которой будет приведен ниже. Перед началом работы с компьютерной программой в течении 3 минут был проведен инструктаж, во время которого дети познакомились с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания. Экспериментаторами и их помощниками был создан положительный эмоциональный фон, который помог детям освоиться в необычных условиях эксперимента, познакомиться с клавиатурой машины и особенностями работы с программой. Результаты, полученные нами в ходе эксперимента, приведены в таблицах. ТАБЛИЦА 1. Время выполнения заданий по теме N1; оценки. Фамилии, имена учащихся 1.Аброськина И. 2.Боев Р. 3.Макаренко М. 4.Моськин М. 5.Нестерова К. 6.Нестерова Н. 7.Панин С. 8.Рябцев С. 9.Смыкова Ю. 10.Цуцкин М. 11.Шишкова Л.  Непроизносимые согласные в корне слова Игра"Помоги утенку дойти до озера" время оценка время оценка 5мин. 5  4мин. 5 15мин. 2 12мин. 3 11мин. 3 10мин. 3 10мин. 3 7мин. 3 7мин. 5 5мин. 5 10мин. 4 7мин. 4 12мин. 2 10мин. 3 11мин. 3 8мин. 3 13мин. 3 10мин. 4 10мин. 3 9мин. 3 12мин. 3 7мин. 4
"Помоги утенку дойти до озера", в первый раз примерно 10-11 мин., а во второй - 8-9 мин., что находится в пределах допустимой нормы работы с электронно-вычислительной машиной с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста. Кроме того, сыграли роль и положительная эмоциональная установка, заинтересованность самих детей, помощь и поддержка старших. Результаты работы детей по второй теме приведены в таблице N2. ТАБЛИЦА N2 Фамилии, имена  учащихся 1.Аброськина И.2.Боев Р. 3.Макаренко М. 4.Нестерова К. 5.Нестерова Н. 6.Панин С. 7.Рябцев С. 8.Смыкова Ю. 9.Цуцкин М. 10.Моськин М. 11.Шишкова Л.  Употребление ь после шипящих на конце существительных. "Автомобилист" время оценка время оценка 5мин. 5 5мин. 5 9мин. 2 8мин. 2 7мин. 3 7мин. 5 5мин. 5 5мин. 5 5мин. 5 5мин. 5 8мин. 3 7мин. 4 9мин. 2 8мин. 3 7мин. 4 6мин. 4 7мин 4 6мин. 5 9мин. 4 8мин. 4 6мин. 4 5мин. 5имен Среднее время - примерно 6-7мин., что находится в пределах допустимой нормы. Сравнивая результаты таблиц N1 и N2, можно увидеть, что работа над темой "Непроизносимые согласные в корне слова" заняла больший объем времени, так как многие слова были трудными и некоторые дети не могли понять, от какого слова они образованы. Это такие слова, как чудесный, прекрасный, лестница, опасный, искусный. Работа с алгоритмом не вызвала особых затруднений, так как ребята очень хорошо усвоили алгоритм данного правила и слова, используемые нами в сценарии, были знакомы детям. В ходе эксперимента была проведена беседа со студентами, помогающими детям в работе с компьютерной программой. Они были единодушны во мнении, что подобные занятия необходимы на уроках русского языка. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность. Ощущался переизбыток эмоций. Таким образом, лабораторный эксперимент, проведенный нами, показал значимость и необходимость привлечения элементов работы с компьютером в начальной школе при обучении орфографии на уроках русского языка. Работа по учебной компьютерной программе предусматривает постоянный контроль со стороны учителя, который должен направлять мысли учащихся, объяснять трудные места программы и контролировать порядок и правильность выполнения заданий. Успешность выполнения заданий зависит также от того, насколько учащийся владеет знаниями, умениями и навыками, необходимыми для изучения данной орфограммы. Этому может способствовать система компьютерных программ, которая позволит изучать материал последовательно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Данная система позволит устранить негативные моменты, присутствовавшие в эксперименте, где компьютерная программа была дана как единичный случай: устранит переизбыток эмоций, снизит время, отводимое на чтение заданий и работу с клавиатурой машины до минимума, так как у детей вырабатывается навык чтения с экрана дисплея и усовершенствуется умение пользоваться компьютером; устранит пробелы в знаниях, умениях и навыках, необходимых для усвоения правила, так как следующая программа будет введена лишь после полного усвоения ребенком программ предыдущих тем. Замечание: распечатка компьютерных программ дана в приложении.

Hosted by uCoz